Следите за руками

Последние годы участники рынка факторинга находятся в активном диалоге с органами государственной власти, пытаясь понять, почему в федеральной контрактной системе (ФКС) и закупках госкомпаний и естественных монополий не разрешено то, что не запрещено. А именно — факторинговые услуги для исполнителей госзаказа и контрактов госкомпаний.

На каждой встрече представители различных министерств и ведомств убеждают нас, что переход права требования оплаты по таким контрактам от поставщика, исполнителя к фактору несет в себе массу проблем и рисков для государственных финансов. А дух и буква Гражданского кодекса Российской Федерации, описывающего уступку прав денежного требования по исполненным договорам, и вовсе противоречит бюджетному законодательству.

Факторинг как финансовый инструмент необходим для поставщиков, исполнителей госзаказов, которые НЕ являются мошенниками и НЕ хотят оказаться банкротами в «черном списке». Такие компании пока еще есть. Но число их стремительно уменьшается с каждым месяцем действия законодательства о ФКС. Ибо нынешняя система госзаказа прилагает максимум усилий, чтобы дефицит оборотных средств и кассовые разрывы оперативно переводили победителей конкурсов в категорию мошенников или банкротов.

К принципу оплаты госзаказа «утром стулья — вечером деньги» ФКС добавляет и аргумент «деньги вперед! », требуя (статья 96 Федерального закона № 44-ФЗ) банковскую гарантию либо денежное обеспечение – только для допуска к конкурсным процедурам. То есть лучше вообще не заявляться на конкурс, если ты не в состоянии выдать госбюджету беспроцентный (а если что-то пойдет не так, то и безвозвратный) кредит в размере «от пяти до тридцати пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта». Одновременно законом о ФКС оставляются на усмотрение заказчика порядок и сроки оплаты закупаемых товаров, работ, услуг, а также условие об авансировании.

С порядком и сроками знаком каждый, кто пытался получить честно заработанное на поставках государству: строка в бюджете есть, а денег до конца года может и не быть. Пункт об авансировании в последние месяцы тихо покидает конкурсную документацию по ФКС в связи с напряженным исполнением бюджета и кризисом вообще. И тут появляется банк или факторинговая компания, которая готова профинансировать поставщика государства не под залог, а под строку в бюджетной росписи. И проверить (перед выплатой финансирования) платежеспособность поставщика и факт исполнения им конкретного контракта, срок платежа по которому не наступил.

И принять взамен только право ожидания и получения обещанных государством средств по уже исполненному контракту на свой, а не на поставщика банковский счет.

Да, здесь возникает третий риск – мошенником или банкротом может оказаться банк или факторинговая компания. Но что мешает создать публичный список таких компаний и банков,как это уже сделано при выдаче банковских гарантий для участников ФКС? И дополнить это регулированием факторинга в госзаказе, как это сделано в ведущих экономиках мира. Иначе получается, что статья 30 закона о ФКС, согласно которой 15% госзаказа должны исполнять малые и средние компании, написана совсем не для этих компаний. Когда одной рукой государство тратит миллиарды на поддержку МСП, а другой — заставляет эти же МСП кредитовать государство в рамках ФКС, возникает вопрос что думает об этом голова?

Автор: Дмитрий Шевченко, исполнительный директор АФК

Источник: Профиль.

Упомянутые компании: