Может ли факторинг снизить риски по расчетам предприятий с контрагентами?

В своей работе мы снова и снова сталкиваемся с тем, что для многих предпринимателей факторинг продолжает оставаться совершенно новой услугой. Даже в тех случаях, когда его преимущества очевидны, бизнес зачастую продолжает идти за традиционными кредитами. Но опыт — лучший учитель, и ситуация постепенно меняется, хотя и не так динамично, как могла бы. Рынок сам стимулирует потенциальных пользователей факторинга уделять больше внимания этому виду финансирования.

Недавно Ассоциация факторинговых компаний выпустила исследование «Барометр платежной дисциплины российского бизнеса», основанное на результатах опроса предпринимателей различных отраслей и сфер деятельности. В исследовании анализируется то, насколько сроки оплаты поставленных услуг соответствуют срокам, предусмотренным соответствующими договорами. В анкетировании практически в равных пропорциях приняли участие представители крупного, среднего, малого и микробизнеса. Основной вывод оказался не слишком позитивным, хотя и абсолютно ожидаемым: «Платежная дисциплина российского бизнеса находится на низком уровне».

Более того, в исследовании многократно подчеркивается, что несвоевременные оплаты по договорам и, по сути, неформальное беспроцентное кредитование поставщиками своих заказчиков или покупателей воспринимается бизнес-сообществом чуть ли не как обычай делового оборота. Предприятия учитывают эти риски в планировании своей работы, а для ускорения получения денег используют такие способы, как напоминание о задолженности силами своих сотрудников, личные связи, взаимозачеты — не всегда эффективные, но привычные и иногда единственно возможные. Случаются и обращения в арбитражный суд, и списания задолженности, что тоже не назовешь положительным опытом.

Последствия такого «обычая» понятны и очевидны. Это существенные кассовые разрывы, которые не только оказывают давление на текущую ликвидность, но и не позволяют в полной мере осуществлять инвестиционные проекты и развивать предприятия. Это — по цепочке — нарушение потоков обязательных платежей и своевременности расчетов предприятий со своими партнерами и сотрудниками. Это смещение конкурентных преимуществ от тех, кто выполняет свои обязательства, к тем, кто задерживает выплаты. И так постепенно, шаг за шагом, платежная дисциплина (в нашем случае — ее отсутствие) негативно отражается на работе предприятия и его партнеров, на бизнес-климате страны и экономике в целом.

Эти результаты, к сожалению, не удивительны. Работая с десятками тысяч предприятий, мы видим, как с этими трудностями сталкиваются наши клиенты. И в то же время мы прекрасно понимаем, что многие предприятия могли бы избежать многих проблем, переключившись в ряде случаев на факторинг. Об этом же говорят авторы исследования платежной дисциплины.

По нашему опыту можно сказать, что среди главных причин, из-за которых факторинг масштабно уступает традиционному кредитованию, остаются не стоимость этих услуг или их недоступность некоторым категориям клиентов, а недостаточная информированность предпринимателей и определенная инертность в переходе на новые технологии, что особенно часто встречается в регионах. Некоторых останавливает объем документов, который нужно предоставлять в банк для факторингового финансирования. Причем дело касается не конфиденциальности содержания этих документов, а их количества и, соответственно, затраченного времени. Получается, как ни парадоксально, что некоторые предприятия скорее решатся на высокий риск убытков, чем на переход к услугам факторинга. Переломить эту тенденцию можно только планомерным освещением и акцентированием возможностей, которые открывает факторинг. Тем более что и сама услуга постоянно развивается.

Например, новая технология «Электронный факторинг», которая появилась относительно недавно и может использоваться в рамках любого вида факторингового обслуживания, позволяет поставщикам и покупателям перейти на электронный документооборот с использованием юридически значимой электронно-цифровой подписи. Ключевых преимуществ у такого подхода несколько. Во-первых, сокращение сроков документооборота и получения финансирования с нескольких дней или недель до нескольких часов. Во-вторых, значительное снижение затрат на производство, оборот и последующее хранение документов. В-третьих, использование электронной подписи позволяет на 100% обеспечить подлинность документов. «Электронный факторинг» в том числе позволяет снять и вопросы, связанные с постоянным предоставлением документов в банк в течение всего срока действия финансирования.

Получается, что факторинг может решать все большее количество задач, увеличивая эффективность и прибыльность процессов. При таком количестве преимуществ и возможностей он рано или поздно займет достойную долю рынка.

Автор — Ольга Грядовая, председатель правления Транскапиталбанка

Источник: Ведомости

Упомянутые компании: