Переписка с ФАС России по проблеме 360-ФЗ

Заместителю Руководителя

Федеральной антимонопольной службы России

А.Б. Кашеварову

О соответствии антимонопольному законодательству норм,
вводимых статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ

 

Уважаемый Андрей Борисович!

Ассоциация факторинговых компаний обращается к Вам с просьбой о разъяснении соответствия антимонопольному законодательству отдельных положений Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).

С 1 октября 2016 года вступает в силу статья 6 Федерального закона от 03.07.2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняющая пункт 7 статьи 7.1. Закона о регистрации подпунктом «н.3», согласно которой финансовые агенты обязаны осуществлять публикацию (раскрытие для неограниченного круга лиц) в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС) сведений «о заключении договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора, суммы требования, основания возникновения требования, даты возникновения требования или условий будущего денежного требования, идентификаторов, указанных в подпункте «н.2» настоящего пункта, всех сторон договора».

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за «несвоевременное представление сведений» (ч. 6 статьи 14.25 КоАП РФ), «непредставление или представление недостоверных сведений» (ч. 7 статьи 14.25 КоАП РФ) и «повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение заведомо ложных сведений» (ч.8 статьи 14.25 КоАП РФ) в ЕФРС. Санкции за совершение указанных административных правонарушений не предусматривают предупреждения, наказание составляет три тысячи рублей штрафа до дисквалификации должностных лиц юридического лица на срок до трех лет. Привлечение к административной ответственности по указанным составам правонарушений, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ, осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Вместе с тем, Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) определяет общие условиях конкуренции хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках. Статьей 14.7 Закона установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую тайну.

Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» относит факт заключения сделок коммерческими организациями к «информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам». Согласно статье 14 указанного Федерального закона, разглашение коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Аналогичный режим ограничений и санкций действует в отношении банковской тайны, в состав которой входят факты заключения и условия договоров финансирования под уступку денежного требования, стороной которых является финансовый агент — кредитная организация.

Согласно судебной практике и обычаям делового оборота, заключению договора финансирования под уступку денежного требования предшествует заключение его сторонами соглашения о конфиденциальности, устанавливающего режим коммерческой тайны в отношении всех существенных условий такого договора, включая суммы, сроки, обязательства сторон и сам факт его заключения.

По мнению участников российского рынка факторинга – «финансовых агентов» – выполнение нормы, введенной статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», легализует нарушения антимонопольного законодательства в отношении сторон договоров финансирования под уступку денежного требования, одновременно лишая эти стороны права на защиту от недобросовестных действий, например, таких как переманивание клиентов, воздействие на клиентов с целью дискредитации «финансовых агентов» и причинения ущерба их деловой репутации, дискриминация клиентов по критерию выбора «финансового агента» и другие. Публичная доступность сведений о суммах и сроках, указанных в договорах финансирования под уступку денежного требования, создаст также легальные условия для координации экономической деятельности, формирования картельных отношений организациями, уклоняющимися от исполнения норм Закона о регистрации в качестве «финансовых агентов».

Кроме того, согласно статье 825 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) «в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации». Отраслевой закон, уполномоченный надзорный и регулирующий государственный орган в сфере деятельности «финансовых агентов», а также иные критерии отнесения коммерческих организаций к «финансовым агентам» — отсутствуют. В этих условиях контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и положений Закона о регистрации возможен только в отношении организаций оказывающих факторинговые услуги на профессиональной постоянной основе, добровольно раскрывающих предусмотренные Законом о регистрации сведения.

В связи с изложенным, просим ФАС России предоставить официальные разъяснения по следующим вопросам.

1. В каком порядке ФАС России будет осуществлять функции по контролю над соблюдением «финансовыми агентами» режима коммерческой тайны в отношении договоров финансирования под уступку денежного требования и их существенных условий после вступления в силу статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 года № 360-ФЗ?

2. Следует ли «финансовым агентам», руководствуясь аналогиями действующего законодательства о персональных данных и защите информации, запрашивать письменное согласие клиентов на раскрытие неопределенному кругу лиц сведений, предусмотренных подпунктом «н.3» пункта 7 статьи 7.1 Закона о регистрации, до заключения с такими клиентами договоров финансирования под уступку денежного требования?

Если да, вправе ли «финансовые агенты» не раскрывать указанные сведения в ЕФРС до получения соответствующего разъяснения ФАС России и (или) до утверждения ФАС России формы такого согласия?

3. Какими нормативными правовыми актами ФАС России следует руководствоваться «финансовым агентам» при исполнении требований, предусмотренных подпунктом «н.3» пункта 7 статьи 7.1 Закона о регистрации, вступающим в силу с 01 октября 2016 года?

Принимая во внимание тот факт, что нормы, вводимые с 1 октября 2016 года статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не были согласованы с Правительством Российской Федерации на этапе рассмотрения во втором чтении законопроекта № 985767-6, не проходили процедуру оценки регулирующего воздействия и правовую экспертизу органов законодательной и исполнительной власти, просим ФАС России проинформировать Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России и Росреестр о рекомендованном ФАС России порядке применения указанных норм юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и «финансовыми агентами», и ходатайствовать об исключении указанных норм из Закона о регистрации в целях соблюдения единства антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

С уважением,

Исполнительный директор

Ассоциации Факторинговых Компаний                                     Д.В. Шевченко

 

Ответ на обращение ФАС России, поступивший 12 декабря 2016 года (ознакомиться)

Упомянутые компании: