Ассоциация факторинговых компаний разработала предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, обеспечивающие доступ исполнителей и подрядчиков госзаказа к открытому факторингу. Документ направлен на имя председателя Правительства РФ М.В. Мишустина. Копия обращения и ответ Минфина России:
Председателю Правительства
Российской Федерации
М.В. Мишустину
О поддержке поставщиков, исполнителей, подрядчиков по госконтрактам с использованием механизмов факторинга
Уважаемый Михаил Владимирович!
Федеральным законом от 01.04.2020 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году» Правительство Российской Федерации наделено полномочиями оперативно перенаправлять бюджетные ассигнования на приоритетные направления и цели без внесения изменений в закон о бюджете.
В связи с указанными выше обстоятельствами возможны случаи, когда бюджетное финансирование тех или иных проектов и контрактов, особенно региональных и муниципальных, может быть приостановлено или перенесено на более поздний период в связи с изменением приоритетов по бюджетным расходам. В целях обеспечения непрерывности исполнения государственных проектов и контрактов особенно остро может встать вопрос с привлечением финансирования из иных (помимо федерального бюджета) источников. Одним из таких инструментов, причем более доступным и эффективным по сравнению с кредитованием, особенно в сегменте МСП, является факторинг (финансирование под уступку денежных требований).
Действующее законодательство позволяет передавать третьему лицу право требования задолженности, возникшей у заказчика по государственному или муниципальному контракту. Однако, Минфин РФ и Федеральное казначейство указывают на невозможность перечисления денег организации, не являющейся стороной госконтракта (например, Письмо Минфина России от 16.08.2019 N 09-04-06/62906, направленное Письмом Федерального казначейства от 23.08.2019 N 07-04-05/05-18156). В судебной практике сформирован противоположный подход. Суды делают вывод, что гражданское законодательство не только не запрещает уступку права требования по денежному обязательству, возникшему на основании государственного (муниципального) контракта, но и предусматривает возможность такой уступки (например, Определения ВС РФ от 10.10.2017 N 310-ЭС17-11054, от 05.09.2017 N 303-КГ17-11900, от 20.04.2017 N 307-ЭС16-19959).
Одной из задач национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», паспорт которого утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, является «обеспечение распространения на поставщиков механизма факторинга в закупках субъектов МСП».
Считаем, что в качестве антикризисной меры, а также механизма дополнительной поддержки субъектов МСП необходимо в законодательстве о контрактной системе, в том числе в целях устранения существующих противоречий в правоприменительной практике, закрепить право заказчика осуществлять оплату по исполненному полностью или в части государственному и муниципальному контракту в пользу факторинговой компании, которой поставщик (подрядчик, исполнитель) уступил право денежных требований по такому контракту.
Предлагаем указанную меру включить в «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития» и правительственные «Меры против экономического влияния коронавируса, волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках», а также внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» соответствующие поправки, согласно приложению.
Приложение: Предложения по антикризисным мерам поддержки поставщиков
С уважением,
Исполнительный директор
Ассоциации факторинговых компаний Д.В. Шевченко