Ассоциация факторинговых компаний (АФК) — профессиональное общественное объединение участников рынка факторинга в Российской Федерации.


08
Фев
2013
АСИ оценивает первые итоги реализации «дорожной карты» по поддержке экспорта
7 февраля в АСИ состоялось очередное заседание рабочей группы «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» под руководством генерального директора ОАО «ЭКСАР» П.М. Фрадкова. На заседании были подведены итоги реализации мероприятий, предусмотренных Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 №1128-р, исполнителями по которым выступили Минфин, ФТС России и Минэкономразвития. В заседании принял участие исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Д.В. Шевченко. 
С докладом о мероприятии, направленном на оптимизацию порядка действий должностных лиц таможенных органов при экспорте выступил замначальника управления рисков и оперативного контроля ФТС России А.С. Егоров. Он сообщил о вступлении в силу приказа ФТС России от 29 декабря 2012 г. №2676 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины». Рабочая группа признала пункт исполненным, с оговоркой, что предусмотренный приказом механизм следует распространить на экспортеров из числа МСП путем его дальнейшего упрощения после пилотной стадии.
С докладом о реализации мероприятий, направленных на финансовую поддержку экспортеров, выступил замдиректора департамента Минфина России С.И. Вознесенский. Он сообщил о консолидированной позиции Минфина, Банка России, Росфинмониторинга и ФНС России о необходимости исключить из состава мероприятий пункт 9, касающийся отмены валютного контроля и оформления паспортов сделок для экспортеров несырьевого сектора. Позицию рабочей группы представил Д.В. Шевченко, доложивший о проделанной ее подгруппой по финансовым инструментам аналитической и социологической работе в рамках данного пункта. Наибольшие проблемы экспортерам и российским компаниям и банкам, которые готовы финансировать экспорт, создает требование части 1 пункта 1 статьи 19 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», не позволяющее экспортеру привлекать в России средства под расчеты за экспортную продукцию. Вторым по значимости препятствием является несоразмерность штрафных санкций, установленных Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом, требованиям упомянутого закона и его подзаконных актов. Так, согласно данным Росфиннадзора, в 2011 году «87,4% постановлений вынесены по частям 6, 6.1- 6.3 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок». Это принесло в казну штрафов на сумму 650,1 млн. рублей. «Это - цена того, что в России предприниматели просто боятся что-то экспортировать», - подчеркнул Д.В. Шевченко. Он также сообщил, что экспортеры вынуждены включать в себестоимость продукции суммы штрафных санкций, избежать которых нет возможности. Основными рынками экспорта несырьевой продукции России являются страны Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, в которых инфраструктура, включая почтовую, является элементом делового риска. Согласно нормативам ФГУП «Почта России» только по российской территории международные отправления с подтверждающими поставку оригиналами документов идут от 8 до 20 дней, а упомянутыми частями 6, 6.1- 6.3 статьи 15.25 КоАП предусмотрены штрафы уже после 10-дневной задержки.
Результатом дискуссии стало предложение внести в формулировку пункта 9 «дорожной карты» изменения, детализирующие перечисленные препятствия. Их устранение позволит достичь ожидаемого эффекта от реализации пункта без ущерба для государственной политики в области противодействия преступлениям во внешнеэкономической сфере.
Мероприятие «дорожной карты», направленное на совершенствование механизма возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (и его адаптацию к правилам ВТО и ОЭСР) в соответствии с потребностями экспортеров в получении конкурентоспособного экспортного финансирования, представлял замдиректора департамента Минпромторга О.Н. Евтушенко. Он сообщил о принятии постановления Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. № 1302 «Об утверждении Правил предоставления субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции», а также о выделении в федеральном бюджете 3 млрд. рублей на эти цели. Рабочая группа оценила мероприятие исполненным, однако рекомендовала Минпромторгу подготовить нормативно-правовую базу, позволяющую ВЭБу распространять субсидирование на российские банки, снижая таким образом стоимость экспортного финансирования и увеличивая круг экспортеров из числа МСП, пользующихся такой поддержкой.
Мероприятия, предусмотренные пунктами 11 и 12 «дорожной карты» Рабочая группа признала не исполненными Минфином России. Глава рабочей группы П.М. Фрадков отметил, что проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)» не был утвержден в срок, а его содержание не отвечает задачам достижения результатов пункта 11. В отношении пункта, предусматривающего «разработку современных финансовых продуктов для экспортеров и последующее распространение лучшей практики», Рабочая групп приняла решение изменить его формулировку и ответственного исполнителя.
Результатом исполнения пункта 13, стимулирующего российские банки кредитовать экспортеров, стало вступление в силу Указания Банка России от 03 декабря 2012г. № 2920-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Документ подразумевает «снижение нормы обязательного резервирования и достаточности капитала по активам, сформированным кредитами и процентами по ним, выданными экспортерам с обеспечением в виде договоров страхования экспортных кредитов и инвестиций».
В докладе о мероприятии, предусматривающем «Обеспечение возможности реализации дебиторской задолженности резидентов по экспортным контрактам в качестве финансового актива», замдиректора департамента Минфина России С.И. Вознесенский подтвердил срок ратификации Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» - декабрь 2013 года. Минфин также предложил исключить из пункта 14 «дорожной карты» вопрос изменения валютного законодательства и использования эскроу-счетов. Рабочая группа по итогам оживленной дискуссии оценила пункт в качестве исполненного частично, согласилась с предложением в части эскроу-счетов, при этом рекомендовала Минфину к июлю 2013 года внести в Правительство РФ законопроект о внесении изменений в законодательство в целях предоставления российским экспортерам доступа к открытому международному факторингу.
Также на заседании были рассмотрены мероприятия «дорожной карты», связанные с упрощением визового режима, включения поддержки экспорта в программы двустороннего сотрудничества по линии международного развития.
В соответствии с регламентом, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2012 №1613-р, результаты оценки исполнения «дорожной карты» будут направлены в Правительство РФ для дальнейшей реализации плана мероприятий.

Ознакомиться с результатами мониторинга "дорожных карт" можно здесь

Протокол заседания: Скачать