Ассоциация факторинговых компаний (АФК) направляет участникам российского рынка факторинга и всем заинтересованным сторонам консолидированную позицию по вопросу применения Федерального закона от 03.07.2016 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 1 октября 2016 года вступает в силу статья 6 Федерального закона от 03.07.2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняющая пункт 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подпунктом «н.3» (далее — «подпункт»).
Вводимый «подпункт» обязывает коммерческие организации, признающие себя «финансовыми агентами», за плату публиковать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС) списки (идентификаторы) своих клиентов, существенные условия их и своих договоров, включая суммы, сроки и другие обстоятельства, устанавливаемые в зависимости от широты толкования нормы в процессе ее применения.
АФК настаивает на экстренной отмене «подпункта», а до момента отмены – на установлении с 1 октября 2016 года запрета на его применение, включая контрольно-надзорные меры и привлечение участников рынка факторинга к административной ответственности.
Позиция АФК основывается на следующих фактах (подробности изложены по ссылке):
Факт №1. «Подпункт» принят с процедурными нарушениями
Факт № 2. Требования «подпункта» юридико-технически ущербны, противоречат гражданскому законодательству и заведомо неисполнимы
Факт №3. Отсутствует орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контрольно-надзорные функции в отношение введенных «подпунктом» норм.
Факт №4. Применение «подпункта» потребует существенных бюджетных расходов.
Факт №5. «Подпункт» подрывает национальную безопасность и противоречит государственной политике в области защиты государственной тайны.
Факт №6. «Подпункт» не соответствует государственной политике в области защиты прав граждан.
Факт №7. «Подпункт» нарушает рыночную конкуренцию, права клиентов на защиту банковской и коммерческой тайны, создает основу для манипуляции на фондовом рынке.
Факт № 8. Оператор ЕФРС не имеет полномочий вести реестр договоров финансирования под уступку денежного требования.
Факт №9. Информация о заключении договоров финансирования под уступку денежного требования не подлежит раскрытию эмитентами ценных бумаг.
Факт №10. Платная регистрация договоров финансирования под уступку денежного требования противоречит международной практике.
АФК отмечает, что в случае вступления «подпункта» в силу с 1 октября 2016 года под ударом окажутся новые клиенты факторинговых компаний и банков – малые и средние предприятия, экспортеры несырьевых товаров, госкомпании. «Подпункт» лишит их права на конфиденциальность коммерческих отношений. Гарантией сохранения такого права станет отказ всех потенциальных клиентов от использования факторинга либо обращение за факторингом к субъектам «серой зоны» нерегулируемого рынка.
Попытки добросовестных факторинговых компаний и банков исполнить заведомо неисполнимые требования «подпункта» в условиях отсутствия регулирования и нормативно-правовой базы правоприменения, но в присутствии административного наказания, приведут к развитию коррупции и произвольному применению санкций к участникам рынка факторинга.
Кроме того, по оценкам привлеченных АФК экспертов, исполнение «подпункта» (в зависимости от широты трактовки) потребует выплаты Оператору ЕФРС до 7,5 млрд. рублей в год, что в 4,5 раза превышает прибыль после налогообложения, полученную всеми участниками рынка факторинга в 2015 году.
Факторинговый бизнес в России будет разрушен одним «подпунктом».
В целях защиты добросовестных участников рынка факторинга и соблюдения гарантий прав клиентов факторинговых компаний и банков АФК направила официальные обращения Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, в Минэкономразвития России, ФАС России с просьбой об отмене «подпункта» и о публикации официальных разъяснений о порядке его применения участниками рынка факторинга. Аналогичные обращения направлены банковскими ассоциациями в Центральный банк Российской Федерации.
В этой связи АФК рекомендует участникам рынка факторинга воздержаться от раскрытия на ЕФРС сведений о новых клиентах с 1 октября 2016 года – до получения официальных разъяснений органов власти и Банка России, которые (разъяснения) обеспечат защиту прав факторинговых компаний, банков их клиентов по новым договорам при применении «подпункта» до момента его удаления из состава действующего законодательства нашей страны.