Ассоциация факторинговых компаний (АФК) — профессиональное общественное объединение участников рынка факторинга в Российской Федерации.


09
Июн
2018
Инновации и лучшие практики факторинга обсудили на Неделе российского ритейла-2018

7 июня 2018 года в Москве в рамках Недели российского ритейла состоялся организованный Ассоциацией факторинговых компаний круглый стол «Факторинг в ритейле: инновации и лучшие практики». Более полусотни представителей торговых сетей и участников АФК обсудили законодательные изменения на рынке, добросовестные практики факторинга в ритейле и узнали новые возможности блокчейна.

Открывая круглый стол, модератор - председатель правления АФК, генеральный директор ООО «Открытие Факторинг» Виктор Вернов – подчеркнул неизменную важность диалога факторов и ритейлеров, проходящего в рамках Недели российского ритейла с 2015 года. В нынешнем году в круглом столе приняли участие представители таких торговых сетей как Ашан, Метро, Диски, Билла, М.Видео, ОБИ, Гиперглобус, Леруа Мерлен.

С докладом о том, какие изменения произошли с 1 июня 2018 года в регулировании факторинга главой 43 Гражданского кодекса и как эти изменения отразятся на взаимодействии факторов и ритейлеров выступил Артем Лопатин, директор по правовой работе Сбербанк Факторинг и председатель Юридического комитета АФК. Докладчик призвал представителей ритейла обратить внимание на новое определение понятия существующих и будущих денежных требований в статье 826 ГК РФ, на новую диспозицию статьи 833 ГК РФ, а также ответил на вопросы о распространении новых норм на действующие договоры факторинга и соглашения факторов и отдельными торговыми сетями.

Наряду с законодательным регулированием, в российском ритейле развивается саморегулирование - поставщики и торговые сети договариваются между собой о «правилах игры», зафиксированных в «Кодексе добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров» (КДП). В 2018 году ожидается принятие новой редакции этого кодекса, в который впервые будет включена статья, посвященная факторингу. Об истории создания, применения и влияния КДП на взаимодействие факторинга и ритейла рассказал исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко. По словам докладчика, основой статьи о факторинге в КДП стали инициативы членов АФК и решения специальной комиссии по применению кодекса, определяющие границы добросовестного рыночного поведения: свобода выбора фактора поставщиком, достоверность информации о поставках и встречных требованиях, устойчивость трехстороннего взаимодействия и непрерывность коммуникации между поставщиком, торговой сетью и фактором.

Традиционный докладчик круглых столов АФК на НРР Михаил Окунев продемонстрировал свой, с недавних пор отстраненный, взгляд на взаимодействие факторов и ритейлеров – с позиции основателя и руководителя проекта Light Version. Темой его выступления стала эволюция конкуренции финансовых продуктов для ритейла: кредита, факторинга и ранней оплаты поставок с длительными отсрочками платежа, принятыми в нерегулируемом сегменте non-food-ритейла. По мнению докладчика, каждый из перечисленных продуктов «хорош» для своей аудитории – крупного, среднего и микро-бизнеса соответственно. Главная же задача – создание рыночной инфраструктуры, нивелирующей слабые стороны трехстороннего взаимодействия (скорость и принципы обмена верифицированными данными) и позволяющей каждому из участников сделки концентрироваться на основной деятельности: факторам – на сумме комиссии, поставщикам – на качестве и объемах поставок, ритейлерам – на оборачиваемости товаров на полке и лучшем ценовом предложении.

Продолжился круглый стол мастер-классом «Факторинг на блокчейне», который провели руководитель отдела корпоративного казначейства «М.Видео» Евгений Еськин и операционный директор ООО «Сбербанк Факторинг» Леонид Култыгин. Участники круглого стола узнали историю развития и идеологию проекта, основные параметры и этапы операций с использованием технологии блокчейн, инфраструктурные особенности и условия масштабирования платформы, а благодаря видео-презентации смогли оценить интерфейс системы в роли ее пользователя. Мастер-класс вызвал живой интерес представителей торговых сетей, а факторы адресовали докладчикам многочисленные вопросы.

Завершила круглый стол открытая дискуссия, темы которой были определены в ходе опроса участников рынка факторинга, проведенного АФК.

Как показали результаты опроса, среди сегментов, которые представляют наибольший интерес факторов, как традиционные продукты питания и бытовая техника и электроника, так и новые -  Интернет-торговля и логистические услуги для ритейла, где проникновение факторинга остается незначительным. В числе проблемных вопросов взаимодействия факторов и ритейлеров наиболее актуальным были названы подключение трехстороннего юридически значимого ЭДО и порядок работы с поставщиками, переходящими от одного фактора к другому.

В обмене мнениями приняли участие представители лидеров рынка факторинга в ритейле - управляющий по факторингу Альфа-Банка Андрей Ганин и генеральный директор ООО «МСП Факторинг» (ранее – «Промсвязьфакторинг») Александр Карелин, руководитель финансового отдела ООО «АШАН» Анастасия Аминова и др.

Как отметил в заключительном слове Виктор Вернов, главным итогом круглого стола «Факторинг в ритейле: инновации и лучшие практики» стала возможность для всех заинтересованных сторон высказать свое мнение по актуальным вопросам факторинга в ритейле, поделиться опытом и получить новую информацию о тенденциях в секторе.

 

 


Упомянутые компании: