Ассоциация факторинговых компаний (АФК) — профессиональное общественное объединение участников рынка факторинга в Российской Федерации.


02
Сен
2015
Факторинг в проекте МСП Банка Индекс «Финансовый перекресток», 1 полугодие 2015 года

ОАО «МСП Банк» подготовил результаты 5-го раунда исследовательского проекта «Индекс "Финансовый перекресток"». Интегральный индикатор отражает состояние ключевых сегментов рынка заемных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП): банковского кредитования, лизинговых услуг, микрофинансирования и факторинга.

По сравнению со II полугодием 2014 года значение сводного Индекса снизилось на 22,1 п. Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода (I полугодие 2013 года – I полугодие 2015 года) наблюдалась затихающая негативная динамика показателя.

По сравнению с предыдущим периодом большинство сегментов рынка финансовых услуг МСП, по которым рассчитывается сводный Индекс, продемонстрировали большую устойчивость, а в сегменте микрофинансирования даже наметился рост. Исключение составил банковский сектор, по которому наблюдалось наиболее выраженное снижение индекса.

 

Сектор факторинговых услуг для МСП

Значение Индекса в сегменте факторинговых услуг МСП за I полугодие 2015 года снизилось на 8,7 п. и составило 91,3 п. По сравнению со II полугодием 2014 года, когда значение индекса сократилось почти на ¼, положение Индекса в начале 2015 года было более устойчивым. Поддержку Индексу оказала относительная стабилизация спроса и стоимости факторинговых услуг для МСП.

Рост спроса по итогам I полугодия отметили 37,5% респондентов. Такое же число опрошенных не зафиксировали существенных изменений. Снижение спроса со стороны МСП наблюдалось у 25% участников опроса.

Среди факторов, оказавших негативное влияние на динамику Индекса, следует отметить сокращение у большинства респондентов (62,5%) доли МСП в общем объеме факторингового портфеля. Рост показателя отметил лишь 1 участник опроса. У ¼ опрошенных компаний доля МСП в портфеле сохранилась на уровне II полугодия 2014 года.

Что касается платежной дисциплины клиентов, то большинство опрошенных факторов по-прежнему оценивают ее негативно, отмечая, впрочем, стабилизацию ситуации с просрочками по платежам от дебиторов. Так, согласно оценкам 63% участников опроса, объем просрочек свыше 60 дней у большинства дебиторов сохранился на уровне 2014 года. Рост просрочек отметил каждый четвертый респондент. Остальные 12%, напротив, зафиксировали снижение показателя по сравнению со II полугодием 2014 года.

«Ситуация с просрочками стабилизировалась, в том числе за счет более тщательного отбора контрагентов и сокращения средней отсрочки по товарным кредитам в рынке. Тем не менее, общий объем спроса в сегменте МСБ только вырос, что связано с увеличением известности о факторинге как о возможном финансовом решении для МСБ при отсутствии залога, а также эффектом снижения кредитования МСБ со стороны банков»

Вернов В.А., Генеральный директор ООО «Факторинговая компания «Лайф»

Три четверти компаний, представители которых приняли участие в опросе, ужесточили условия предоставления факторинговых услуг для МСП и требования к дебиторам. Остальные участники опроса оставили условия на прежнем уровне. Ни одна компания не смягчила свои требования и условия финансирования. Что касается планов на II полугодие 2015 года, то, согласно результатам опроса, большинство опрошенных компаний не планирует ужесточать требования к клиентам и дебиторам.

Средневзвешенный размер факторингового вознаграждения у компаний, принявших участие в опросе, в пересчете в проценты годовых составил 20,4%. Максимальное по выборке значение показателя составило 25%, минимальное – 16,9%. Таким образом, по сравнению со II полугодием значение показателя практически не изменилось. Так, по состоянию на 1 января 2015 года средневзвешенный размер факторингового вознаграждения оценивался участниками рынка в 20,2% годовых.

«Постепенное снижение ставок на денежном рынке, а также восстановление интереса бенефициаров факторинговых компаний к их показателям доходности и демонстрируемых объемов (пусть и крайне медленное) приведет к плавному снижению реальной стоимости факторинга для клиентов МСП – сильнее для среднего, чем для малого»

Аршакуни А.М., Генеральный директор ООО «ОФК-Менеджмент»

Текущее среднерыночное значение факторингового вознаграждения участники опроса оценили на уровне 24% годовых (по оценке МСП Банка полученное значение отражает размер факторингового вознаграждения за финансирование без учета всех возможных комиссий факторов). Прогнозное значение показателя на 1 января 2016 года составило 22% годовых.

Относительно дальнейшей динамики рынка до конца 2015 года мнения респондентов разделились. Большая часть (42%) не ожидает существенных изменений. Чуть менее 1/3 участников опроса полагает, что объем уступленных требований увеличится (в среднем - на 10%). Остальные респонденты, напротив, ожидают негативной динамики (в среднем на - 25%).

Эксперты также отмечают, что в связи с высокими рисками, в I полугодии 2015 года на рынке преобладал факторинг с регрессом и до конца года эта тенденция сохранится. При этом отдельные участники рынка ожидают постепенного возвращения интереса к факторингу без регресса.

«Мы не ожидаем существенных изменений в структуре спроса во 2-м полугодии 2015 года. С одной стороны, бизнес испытывает потребность в финансировании оборотного капитала, с другой – определённая доля компаний хочет получать не только финансирование, но и защиту от возможной потери выручки, что возможно при использовании факторинга без регресса. Резкого роста спроса на услуги, связанные с исключением риска, мы не ждем, поскольку уровень развития культуры страхования рисков, сопутствующих товарному кредитованию, хоть и растет (зачастую пропорционально ухудшению платёжной дисциплины в экономике), однако, остается по-прежнему на низком уровне.»

Николаевская Д.А., Директор Дирекции инновационного развития ЗАО «НФК»

В ходе опроса участникам также было предложено оценить влияние на рынок вступления в силу Постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг», предписывающего госкомпаниям и естественным монополиям увеличить объемы закупок у малого и среднего бизнеса. Большинство участников опроса сошлись во мнении, что эффект от вступления Постановления в силу будет незначительным, поскольку он не снимает всех законодательных ограничений на применение факторинга при государственных и муниципальных закупках, осуществляемых в рамках Федеральной контрактной системы.

«К сожалению, данное постановление не изменит ситуацию к лучшему. Обязать госкомпании соблюдать требования 223-ФЗ недостаточно, нужны более понятные для них и для контролирующих их закупки органов мотивационные механизмы по привлечению к торгам представителей МСП, сопровождения не только торгов, но и исполнения заключенных по их итогам контрактов…

Члены АФК активно участвуют в мониторинге «дорожной карты» АСИ по проблеме доступа МСП к закупкам госкомпаний, поэтому у нас есть возможность видеть ситуацию не только с позиций клиента и дебитора, но и комплексно. А ситуация такова, что сам 223-ФЗ и постановление правительства – это по большей части рамочные документы. Да, госкомпаниям необходимо привлекать к тендерам субъекты МСП, необходимо аккуратно оплачивать эти тендеры, не чинить препятствий при использовании факторинга. Но как только клиенты и дебиторы начинают пытаться работать в рамках этих документов, всплывает огромное количество «подводных камней», деталей, о которых ни в законе, ни в постановлении правительства нет ни слова…

…На мой взгляд, в нормативно-правовой базе закупок у МСП пропущено важнейшее звено – порядок исполнения и оплаты контрактов, процедура привлечения их исполнителями субъектами МСП внешнего финансирования, в том числе факторингового, под обеспечение в виде выручки. По аналогии с сентенцией про удочку и рыбу можно сказать, что из действующего регулирования закупок у МСП «про рыбу» мы знаем практически всё, вплоть до состава ее учредителей. Но «ловить» ее приходится голыми руками, потому что, сделав первый шаг – регламентировав доступ МСП к закупкам, государство поставило себя перед необходимостью сделать и второй – регламентировать исполнение заключенных контрактов не только самими МСП, но и заказчиками-госкомпаниями. Но этого шага не сделано, и получается, что от момента идеи конкурса (план закупок) до определения победителя у нас действует преимущественно 223-ФЗ, а после начала исполнения контракта – общие нормы гражданского законодательства, в знании которого поставщик пластиковых стаканчиков не может быть конкурентоспособнее юридического департамента естественной монополии. Поэтому, если государство пошло по пути регламентации процедур, эта регламентация должна быть продолжена, то есть доведена до логического завершения: поступления денег на счет исполнителя…»

Шевченко Д.В. , Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний

Полная версия отчета доступна здесь.

656