Ассоциация факторинговых компаний (АФК) — профессиональное общественное объединение участников рынка факторинга в Российской Федерации.


21
Сен
2016
Открытое письмо депутатам Государственной думы седьмого созыва

Уважаемые депутаты!

Примите поздравления по поводу избрания вас в новый, седьмой созыв Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, от лица тысяч сотрудников факторинговых компаний и банков – участников российского рынка факторинга!

В воскресенье эти сотрудники – граждане Российской Федерации – проголосовали за вас, чтобы дать вам право и возможность исправить ошибку депутатов старого, шестого созыва. Ошибку, которая будет стоить тысячам людей работы, а нашей стране – пусть и небольшого, но важного для экономики и малого бизнеса сегмента финансовой системы – рынка факторинга.

22 июня 2016 года в принятом во втором чтении депутатами старого, шестого созыва, законопроекте № 985767-6, насчитывающем свыше 7300 слов, появились 45 слов, на которые, разумеется, никто не обратил внимание.

Совсем скоро эти 45 слов были обнаружены в статье 6 Федерального закона от 03.07.2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 октября 2016 года эти 45 слов, станут подпунктом «н.3» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Вот эти слова:

«н.3) сведения о заключении финансовым агентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора, суммы требования, основания возникновения требования, даты возникновения требования или условий будущего денежного требования, идентификаторов, указанных в подпункте «н.2» настоящего пункта, всех сторон договора».

Не вдаваясь в детали по поводу того, сколько сторон у договора финансирования под уступку денежного требования (правильный ответ: «две»), какое отношение имеют к этому договору поименованные в подпункте «н.2» бенефициар и принципал («не имеют»), указываются ли в этом договоре что-либо из перечисленного, кроме даты заключения и названия двух договаривающихся организаций («не указываются»), в переводе на человеческий язык, эти 45 слов означают следующее.

С 1 октября 2016 года все коммерческие организации, признающие себя «финансовыми агентами» (статья 825 ГК РФ), обязаны за плату (805 рублей с НДС) публиковать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС, www.fedresurs.ru) в открытом неограниченному кругу лиц доступе списки своих клиентов, существенные условия своих и их договоров, включая суммы, сроки и другие обстоятельства, устанавливаемые в зависимости от широты толкования.

В чем же ошибка?

Во-первых, в том, что с 1 октября 2016 года «финансовые агенты» не смогут заключить ни одного договора финансирования под уступку денежного требования ни с одной компанией-клиентом. В России на 1 июля 2016 года таких компаний было чуть более четырех тысяч. Ни одна новая не согласится устраивать из своей коммерческой деятельности шоу «Дом-3» для конкурентов, лишая себя права на защиту коммерческой, банковской, а в ряде случаев - и государственной тайны. Только из-за того, что заключила какой-то договор с «финансовым агентом». Рынок факторинга останется без клиентов.

Во-вторых, ошибочно предполагать, что коммерческие организации в условиях отсутствия отраслевого законодательства о факторинге, уполномоченного регулирующего и надзорного органа государственной власти, добровольно признают себя «финансовыми агентами» в ситуации, когда единственным критерием, отличающим их от всех прочих компаний, является сам факт заключения ими договора факторинга. «Финансовые агенты», и ранее не отличавшиеся прозрачностью, с 1 октября 2016 года уйдут «в тень».

В-третьих, те «финансовые агенты», что решат остаться на рынке и попытаться поработать законно, вынуждены будут ежегодно перечислять Оператору ЕФРС сумму (в зависимости от широты трактовки), которая в 4,5 раза превышает прибыль после налогообложения, полученную всеми участниками рынка факторинга в 2015 году, и в десятки раз - фонд оплаты труда факторинговых компаний. Рынок факторинга останется без денег и тихо обанкротится.

В-четвертых, если «финансовые агенты» не лишатся новых клиентов, не уйдут «в тень» и не обанкротятся, то они станут агентами иностранными. На момент вашего избрания депутатами на российском рынке работают две факторинговые компании, поименованные в санкционных списках. Депутаты шестого созыва предоставили составителям таких списков уникальную возможность для их расширения – для этого будет достаточно зайти после 1 октября 2016 года на общедоступный сайт ЕФРС и ознакомиться с «идентификаторами» клиентов, опубликованными «финансовыми агентами» из действующего списка.

По самым оптимистичным подсчетам, стоимость ошибки превысит 1,5 триллиона рублей невыплаченного факторингового финансирования, 400 млрд. рублей несобранных налогов и облегчит на несколько тысяч названий «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Ведь именно МСП – ключевые клиенты факторинга с большим числом заключенных договоров на малые суммы, так что благодаря тарифам ЕФРС уплачиваемые ими комиссии удвоятся.

Российский факторинг банкротили в 2008 году, запрещали в госзаказе и игнорировали в закупках госкомпаний. Но ни разу с момента появления в 1996 году описывающей его главы 43 Гражданского кодекса РФ российский факторинг не пытались убить 45 словами не относящегося к нему закона, который (мы уточняли) ни одно из ведомств не знает, как применять – зато для нарушителей готова и ждет статья 14.25 КоАП РФ.

Уважаемые депутаты!

Совсем скоро в торжественной обстановке вы получите удостоверения и войдете в просторные залы Государственной думы. Перед тем как начать вашу законотворческую деятельность в седьмом созыве, пожалуйста, исправьте ошибку, допущенную вашими предшественниками. Постарайтесь сделать так, чтобы с 1 октября 2016 года в Российской Федерации вступила в силу норма следующего содержания:

В Федеральном законе от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подпункт «н.3» пункта 7 статьи 7.1. исключить.

Российский факторинг слишком молод, чтобы умереть.

 

С уважением,

Исполнительный директор

Ассоциации факторинговых компаний

Д.В. Шевченко

 

Письмо опубликовано в газете "КоммерсантЪ" от 21.09.2016 №174 (PDF)