Утром – стулья, вечером – деньги

Среднестатистический гражданин может отказаться от поездок за границу, новой машины или дорогого костюма. Но есть и пить он и его семья будут при любом дефиците бюджета, инфляции и ценах на нефть. На этом постулате построен бизнес торговых сетей во всем мире. Именно поэтому факторинговые компании, финансирующие поставки товаров с отсрочкой платежа, считают поставщиков торговых сетей лучшими клиентами, а самих ритейлеров – лучшими дебиторами.

«Весь факторинговый бизнес нашего банка построен именно на этом утверждении», – подтверждает начальник банковского управления Металлинвестбанка Александр Прохоров, подчеркивая, что сотрудничество с торговыми сетями существенно снижает риски факторинга.

«То, что торговые сети – лучшие дебиторы, подтверждается многолетним опытом, – продолжает мысль Сергей Авдюхин, директор дирекции факторингового обслуживания МКК «СимплФинанс». – Собрано огромное количество статистических данных, исходя из которых можно сказать, что методы ведения бизнеса у сетей достаточно предсказуемы, платежная дисциплина хорошая, внутренние процессы контрагентов хорошо изучены».

Рынок торговых сетей и их поставщиков идеально укладывается в сегмент «малое при большом», отмечает генеральный директор проекта light-version Михаил Окунев. Поэтому факторинг для поставщиков малого бизнеса и даже индивидуальных предпринимателей, поставляющих продукцию в сети, оказывается дешевле традиционных кредитов.

Источником погашения уступаемых факторам обязательств является выручка ритейлеров, а это очень большая денежная масса. Однако, по мнению начальника управления факторинга банка «Возрождение» Павла Титкова, рынок факторинга в ритейле очень конкурентный, и факторинговые компании на таких сделках зарабатывают совсем мало.

«Ритейл продолжает быть хорошим сегментом, но уже смотрится не настолько выигрышно, как два года назад, – полагает Виктор Вернов, генеральный директор «Открытие Факторинг» и председатель правления Ассоциации факторинговых компаний (АФК). – Поставки в сети регулярны, ритмичны, а сами ритейлеры не сталкиваются со значительными кассовыми разрывами и управляют ликвидностью. При этом вопросы с зачетами и бонусами всегда были проблемной зоной в факторинге ритейла, и она, увы, сохранилась».

Не сбавляя обороты

По итогам 2017 года Росстат впервые за три года зафиксировал рост оборота розничной торговли на 1,2%. Однако рынок факторинга в ритейле ориентируется в первую очередь на крупные торговые сети, которые, по данным агентства INFOLine, занимают около трети оборота продуктовой розницы. Согласно оценкам агентства, в 2017 году X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») увеличила выручку на 25,5%, «Магнит» – на 5,8%, «Лента» – на 19,2%, а совокупная выручка топ 50 крупнейших торговых сетей FMCG России за 2017 год составила более 5,3 трлн руб., увеличившись на 9,5% по сравнению с 2016 годом.

По словам главы АФК Виктора Вернова, вместе с ростом оборота розницы вырос и объем факторинга, хотя финансисты в целом растут быстрее ритейла. По данным АФК, портфель всего рынка (не только ритейл) за год увеличился на 41%, размер поставщиков финансирования вырос на 22%. По оценкам исполнительного директора ассоциации Дмитрия Шевченко, в 2017 году факторингом воспользовались свыше двух тысяч поставщиков торговых сетей, за год им выплачено более 0,6 трлн руб. факторингового финансирования.

Опрошенные «Профилем» участники рынка уверены, что факторинг в ритейле может расти еще быстрее, ведь сегодня лишь 20% товаров на полках поставлено с использованием этого финансового инструмента.

«Мы наблюдаем стабильный спрос на факторинговое обслуживание у поставщиков торговых сетей и у самих представителей ритейла, – говорит Александр Пестов, управляющий директор по продажам компании «Сбербанк Факторинг». – Появляются новые магазины, крупные федеральные сети активно заходят в регионы, а повышение объемов закупок у поставщиков вызывает и повышение спроса на наш продукт».

Но в портфелях самих факторинговых компаний доля ритейла либо сокращается, либо находится на предельных величинах. В МКК «СимплФинанс» поставщики торговых сетей составляют более 90% портфеля, в банке «Возрождение» – 70% портфеля, в «Открытие Факторинг» – около 60%, в портфеле «Сбербанк Факторинга» – 30%. При этом, по словам Сергея Авдюхина, МКК «СимплФинанс» планирует диверсифицировать портфель и привлечь больше клиентов из производственного сектора и сектора услуг, а портфель «Открытие Факторинг», не связанный с ритейлом, растет быстрее: «Обеспечить сопоставимые темпы роста бизнеса с поставщиками торговых сетей непросто в силу ценовой конкуренции в этом сегменте», – говорит генеральный директор компании Виктор Вернов.

Все ли продукты хороши?

Современный ритейл по сложности и технологичности процессов нередко сравнивают с финансовой индустрией. Принятое в ритейле разделение ассортимента на продукты питания, товары первой необходимости (FMCG), бытовую технику и электронику, стройматериалы и товары для дома (DIY) в факторинге преобразуется в «факторабельный» или «нефакторабельный» товар.

По словам Сергея Авдюхина, каждый фактор выбирает наиболее интересное ему направление. Например, в «СимплФинанс» большой спрос по факторингу на продовольственные товары с небольшим сроком отсрочки. Для «Сбербанк Факторинг» не важно, что поставляет в торговую сеть их клиент. Главное, считает Александр Пестов, что это клиент, работающий на условиях отсрочки платежа и готовый активно расширять свой бизнес

«Постоянный высокий спрос на факторинг предъявляют поставщики товаров, не подверженных сезонным факторам, – говорит Александр Прохоров из Металлинвестбанка. – Чего не скажешь про поставщиков в сети DIY и бытовой техники, электроники – у первых резкий рост в весенне—летний период, у вторых – обратная тенденция».

«2017 год в факторинге прошел под знаком финансирования бытовой техники и электроники, но сейчас этот тренд меняется, отчасти в связи со сложностями у ряда игроков сегмента», – отмечает Виктор Вернов.

Михаил Окунев и Павел Титков солидарны в том, что наиболее востребован факторинг в сегменте DIY, поскольку отсрочка здесь законодательно не ограничена и может достигать полугода. Такие сроки поступления выручки дискомфортны для поставщиков, поэтому они более активны в поисках источников финансирования и чаще выбирают факторинг.

Деньги на скорость

Главное преимущество факторинга – поставщик получает выручку раньше, чем ее выплачивает торговая сеть, – в ритейле приобретает особую остроту благодаря государственному регулированию отсрочек платежей. Законом о торговле (381 ФЗ) сроки оплаты поставок продуктов питания ограничены сроками годности этих продуктов и разделены на три группы. С начала 2017 года сроки оплаты для торговых сетей были сокращены до 8, 25 и 40 рабочих дней в целях защиты поставщиков от кассовых разрывов, с которыми помогает бороться и факторинг.

«В целом Закон о торговле сокращает применение факторинга», – сетует Михаил Окунев. Однако, по словам Александра Прохорова, сокращение сроков оплаты не вывело рынок из равновесия: «Основная масса поставщиков в торговые сети относится к сегменту малого и среднего бизнеса, который испытывает недостаток оборотного капитала, необходимого для наращивания объемов продаж, соответственно, единственным решением для таких компаний продолжает оставаться факторинг».

Кроме того, как отмечает Сергей Авдюхин, благодаря букве закона факторы уверены в платежной дисциплине по гарантированным отсрочкам, поэтому уменьшают размер создаваемых резервов и финансируют больше поставщиков по более низким ставкам.

Виктор Вернов видит преимущество Закона о торговле в повышении спроса торговых сетей на дополнительную отсрочку от факторинговых компаний. «Сейчас это является конкурентным преимуществом при работе с короткой отсрочкой», – говорит генеральный директор «Открытие Факторинг».

В условиях законодательно ограниченных отсрочек на первое место выходит скорость предоставления финансирования поставщику. В 2010 году, когда Закон о торговле вступил в силу, факторам требовалось несколько дней, чтобы подтвердить поставку и перечислить деньги. В 2018 году, по словам представителей факторинговых компаний, этот процесс занимает несколько часов. Прорывом для рынка стало внедрение многостороннего электронного документооборота (ЭДО) и онлайн—платформ с широким функционалом.

Бумага не стерпит

По оценке Павла Титкова, порядка 90% рынка факторинга в ритейле уже работает в режиме ЭДО. «Банк «Возрождение» укладывает процесс от заявки на финансирование до выплаты в один час, куда умещаются и обработка документов, и верификация, и совершение необходимых проводок», – утверждает банкир.

Александр Прохоров рассказывает о системе ЭДО Металлинвестбанка, которая позволяет проводить проверку и подтверждение 100% поставок, полностью исключив бумажный документооборот с торговой сетью. Александр Пестов из компании «Сбербанк Факторинг», которая впервые применила блокчейн в верификации поставок с ритейлером «М. Видео», говорит о дальнейшем развитии проекта как открытой платформы, к которой смогут подключаться факторы, поставщики и торговые сети. Сергей Авдюхин называет блокчейн перспективным направлением наряду с ЭДО.

Работа с данными – сильная сторона факторов, подтверждает Виктор Вернов и считает перспективным направлением интеграцию по API для получения информации о поставках в режиме онлайн без посредников.

Факторинг в ритейле работает на пределе маржинальности, в жесткой конкуренции друг с другом за поставщиков, использует технологические новшества для снижения издержек, рисков и ускорения денежного оборота. Вместо «тихой гавани» ритейл стал для факторов полигоном для обкатки инноваций и технологий, которые со временем открываются для клиентов в других отраслях.

Большинство опрошенных «Профилем» факторов отмечают как достижение партнерский характер отношений с ритейлерами. Возможностями для развития они называют рост доли торговых сетей в обороте розницы и цифровизацию взаимодействия в цепочках поставок. В числе угроз наиболее часто упоминаются излишнее вмешательство государства в торговый бизнес, запуск факторинга самими ритейлерами и усиление конкуренции.

Упомянутые компании: