Рынок факторинга уверенно растет

После нескольких кризисных лет рынок факторинга восстановился и начал демонстрировать неплохие темпы роста, изменяясь при этом не только в количественном, но и в качественном отношении. В то же время, что неудивительно, и на этот сегмент повлияла общая для современного финансового рынка тенденция: основными игроками здесь являются банки с государственным участием в лице их дочерних компаний. Дешевое фондирование и возможность вкладывать средства в развитие ИТ-составляющей играет на руку таким участникам рынка.

Основные тенденции

Серьезные проблемы на рынке факторинга ярко проявились в кризисном 2015 году. Главными причинами болезненной «просадки» рынка стали высокая стоимость факторинга, сокращение продаж продукции длительного пользования, смещение потребительского спроса в более бюджетные товарные категории и отказ участников рынка от финансирования клиентов из отраслей с повышенным уровнем риска.

Однако, несмотря на множество неурядиц, уже третий год подряд рынок факторинга показывает положительную динамику порядка 10-15% в год, отмечает ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Мария Зинина. По ее словам, восстановлению объемов рынка способствовали прежде всего крупные сделки лидирующих игроков, которые привели к расширению регионального и отраслевого охвата рынка вследствие популяризации факторинга и повышения его доступности. Последнее также обусловлено продолжающимся развитием электронного факторинга.

Среди основных тенденций данной отрасли Мария Зинина выделяет существенное увеличение доли государства на рынке факторинга в результате санации частных банков из топ-10. Так, за 2017 год этот показатель вырос с 34% до 60%. Это привело не только к перераспределению клиентской базы, но и к заметному ужесточению конкурентной среды. «Дальнейшее развитие факторингового направления у игроков, попавших на санацию, во многом зависит от стратегии, которая будет принята в условиях продолжающегося снижения ключевой ставки и, как следствие, уменьшения стоимости факторинговых услуг, – объясняет эксперт. – Все это в сочетании с практикой ценового демпинга при факторинге наиболее качественной прослойки дебиторов приводит к снижению маржинальности факторингового бизнеса. Вполне естественно, что в таких условиях факторы усиленно развивают сервисную составляющую, повышая технологичность сделок, скорость принятия решений по заявкам и делая упор на индивидуальные потребности клиентов при структурировании крупных сделок».

С точки зрения темпов роста рынок факторинга смотрится очень выигрышно по сравнению с другими финансовыми продуктами. В частности, его прирост за 2017 год достиг практически 50%, а в текущем году ожидания ключевых факторов по приросту находятся на уровне порядка 25-30%, отмечает председатель правления Ассоциации факторинговых компаний России (АФК), генеральный директор ООО «Открытие Факторинг» Виктор Вернов.

«Безусловно, общий экономический фон оказывает влияние на все финансовые рынки, однако для факторинга последние два года оказались достаточно успешными, – говорит эксперт. – В первую очередь это произошло за счет расширения применения данного финансового продукта в различных отраслях – электроэнергетике, нефтегазовом секторе, машиностроении и других. Кроме этого, факторинговые решения стали гораздо более распространенными в сегменте поставщиков малого и среднего бизнеса, в том числе благодаря переходу сделок на электронный документооборот».

По словам Виктора Вернова, в значительной степени драйвером развития продукта является его ясное клиентское предложение – беззалоговое финансирование торгового оборота и принятие риска на покупателей продукции либо услуг. Для дебиторов (покупателей) продукт также становится более привычным, мы наблюдаем расширение перечня компаний, которые понимают свои выгоды от использования факторинга как закупочного решения.

Начальник управления факторинга Московского кредитного банка Кирилл Покровский называет рынок факторинга растущим, причем пока что темпы его роста превышают 30%. Эксперт говорит, что причины этого заключаются в снижении ставок и в активном развитии безрегрессного факторинга. «Кризис на рынке факторинга уже давно миновал, – уверен Кирилл Покровский. – Но если говорить о реакции рынка на кризис 2013-2014 годов, то следует признать, что факторинг реагирует на подобные кризисы одним из первых, так как средняя оборачиваемость финансирования в этом сегменте составляет порядка двух месяцев. В кризис значительно уменьшались портфель и объемы финансирования. Но на текущий момент рынок полностью восстановился и уже превышает докризисные объемы».

Основные игроки

Кто на сегодняшний день является основными игроками на рынке факторинга? Насколько велика между ними конкуренция? За счет каких факторов те или иные игроки выигрывают в конкурентной борьбе?

Безусловно, эта сфера становится более конкурентной, хотя и не достигла еще уровня конкуренции, характерного для кредитных рынков, высказывает свою точку зрения Виктор Вернов (АФК, «Открытие Факторинг»). По словам эксперта, в целом сформирован пласт игроков, работающих с крупными активами и сделками, многие из которых требуют точечного рассмотрения и ценообразования. «Если посмотреть на рейтинг факторов, входящих в Ассоциацию факторинговых компаний, то они занимают лидирующие позиции по показателю объема факторингового портфеля (ВТБ, Альфа-Банк, Сбербанк, Газпромбанк). В данном сегменте дебиторская задолженность, как правило, высокого качества, а покупатель обладает кредитными рейтингами. Это приводит к тому, что ценообразование по сделкам стремится к биржевому принципу, а поиск лучшего предложения проводится в форме, приближенной к тендеру. Это сильно давит на доходность таких игроков и обусловливает интерес к более массовому клиентскому сегменту с меньшим чеком», – делится своими выводами Виктор Вернов.

К факторам, работающим в массовом сегменте, специалист также относит факторинговый бизнес Уралсиба, Промсвязьбанка, Металлинвестбанка, банка «Открытие». «Несмотря на различия в нишевом подходе и стратегии, все эти игроки готовы работать с широким спектром сделок, а сам бизнес ориентирован на массовый подход. Все заточено на то, чтобы клиенты могли быстро и удобно получить сервис и финансирование», – поясняет Виктор Вернов.

Третью группу условно образуют менее крупные факторинговые бизнесы, работающие по «бутиковому» принципу. По словам главы АФК, основная стратегия таких игроков – набор лояльной клиентской базы и долгосрочные отношения. «Как правило, портфели таких факторов относительно стабильны по объемам, и клиентам готовы идти навстречу в случае нетиповой структуры сделок», – констатирует специалист. В целом же, если ранее стоимость фондирования являлась определяющим фактором, то сейчас на первый план выходят преимущества автоматизации – скорость, удобство, возможность получить финансирование без залога так же быстро, как овердрафт.

По словам Кирилла Покровского (МКБ), основные игроки рынка факторинга – это банки с государственным участием в лице их дочерних компаний: ВТБ Факторинг, Сбербанк Факторинг, ГПБ-факторинг, Промсвязьбанк и Альфа-Банк. «Уровень конкуренции между этими игроками достаточно высок. Основными конкурентными преимуществами являются цена, аппетит к риску, скорость принятия решений и сервис при обслуживании», – говорит эксперт МКБ.

Мария Зинина («Эксперт РА») считает, что в целом игроков на рынке факторинга существенно меньше, чем на банковском. Чаще всего факторинговые услуги оказывает непосредственно банк или его дочерняя компания. «Что касается лидеров рынка, то список топ-5 факторов с наибольшим объем­ом предоставленного финансирования по итогам 2017 года включал в себя в основном госигроков: ООО ВТБ Факторинг, ПАО «Промсвязьбанк» и его родственную компанию ООО «Пром­связьфакторинг», ГПБ (АО) с дочерней ООО «ГПБ-факторинг», ООО «Сбербанк Факторинг» и Группу компаний НФК». По словам эксперта, выигрывать в конкурентной борьбе им помогает ряд факторов: это и сформированные компетенции топ-менеджмента, и большие объемы недорогого финансирования, выделяемые на развитие, и расширенные возможности по привлечению новых клиентов, в частности, в результате их перехода с кредитных продуктов на факторинговые либо дополнения кредитов факторингом.

Отраслевая структура факторинга: от торговли к производству

Некоторое время назад интерес к факторингу проявляли лишь некоторые отрасли экономики, сейчас же он привлекает все большее количество компаний и предприятий.

По словам Кирилла Покровского (МКБ), в настоящее время интерес к факторингу проявляют практически все отрасли, в которых используется отсрочка платежа. Однако при этом основными направлениями в факторинге по-прежнему остаются производство и оптовая торговля.

Отвечая на вопрос, для каких отраслей факторинговые сделки являются наиболее доступными, Виктор Вернов (АФК, «Открытие Факторинг») говорит следующее: «Несколько лет назад ответ на этот вопрос был один – факторинг доступен для поставщиков торговых сетей, то есть сегмента ретейла. Сейчас мы работаем с самыми разными отраслями, и к наиболее интересным можно также отнести электроэнергетику, машиностроение, металлургию. Срок факторинга в ретейле достиг своего максимума, и дальнейшие темпы роста данного рынка будут привязаны скорее к динамике ВВП».

Баланс отраслевой структуры рынка все больше смещается от торговли в сторону производственного сегмента, что обусловлено, в частности, реализацией крупных сделок в сфере металлургии, доля которых в сегменте производства достигла 44% за 2017 год, отмечает Мария Зинина («Эксперт РА»). По данным рейтингового агентства, среди прочих лидеров в производственной сфере выделяются пищевое производство (19% от объема требований, уступленных фактору компаниями производственной отрасли), а также производство машин и оборудования (7%). Детализация торговой отрасли по сегментам за 2017 год показывает, что наибольшие доли уступленных денежных требований приходятся на компании, занимающиеся торговлей продовольственными товарами (29%), электрооборудованием и бытовой техникой (16 %) и непродовольственными товарами, например: косметикой, парфюмерией, бытовой химией и т.д. (14%).

Технологические новшества

Развитие электронного документооборота в финансовой сфере послужило хорошим толчком для увеличения числа факторинговых сделок.

«Быстрые темпы роста рынка факторинга связаны не только с эффектом «низкой базы». По мере развития и внедрения в экономику электронного документооборота преимущества и простота факторинга становятся все более очевидными, – говорит Виктор Вернов (АФК, «Открытие Факторинг»). Переход на электронные каналы верификации и общения позволил снизить издержки, а значит, ставки по факторингу стали вполне сравнимы с кредитными. Кроме этого, рынок находится в поиске единого стандарта работы с дебиторами, появляются специализированные платформы для учета и обработки данных по дебиторской задолженности. Все это позволяет оптимистично смотреть на будущее рынка, особенно в сегменте госзаказа («госфакторинга», как участники рынка называют этот сегмент).

Факторинг активно развивается в направлении электронного документооборота, считает Кирилл Покровский (МКБ). «Есть проекты, даже работающие на технологиях блокчейна. Развиваются скоринговые модели – убыстряющие процедуры принятия решений, разрабатываются технологии по анализу больших массивов данных», – подчеркивает эксперт МКБ.

Третьестепенная роль?

Иногда говорят, что по сравнению с кредитованием и лизингом факторинг на сегодняшний день играет третьестепенную роль на финансовом рынке. Справедливость этого утверждения можно, конечно, оспаривать, но в любом случае возникает вопрос, как и за счет каких действий можно повысить привлекательность факторинга для клиентов.

«По объему рынка факторинг однозначно уступает кредитованию и лизингу, – подтверждает данную точку зрения Кирилл Покровский (МКБ). – Это нормальная ситуация. У факторинга своя ниша, связанная с финансированием цепочки продаж и с возможным снятием риска неплатежа контрагента. Развитие электронных технологий, упрощение процедур принятия решений и снижение ставок будут способствовать повышению привлекательности факторинга для клиентов. Помимо этого, государство проводит последовательную политику по расширению доступа к факторингу, в том числе при работе по государственным контрактам. Факторинг является инструментом беззалогового финансирования и/или покрытия риска неплатежа от контрагента. Развивающаяся компания имеет возможность по факторингу получить гораздо большее финансирование, чем при кредитовании. Для крупных компаний факторинг служит органичным дополнением в их линейке кредитных продуктов или позволяет избежать риска неполучения денег от дебитора».

Показательным в данном случае является сегмент малого и среднего бизнеса, который на текущий момент все еще представляет из себя весьма слабо охваченный крупными факторами пласт клиентов, говорит Мария Зинина («Эксперт РА»): «Так, среди источников финансирования малых и средних предприятий за 2017 год доля факторинга составляет менее 6%, а доли лизинговых договоров (без учета НДС) и выдачи кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) составили 8% и 86% соответственно. Распространение факторинга, в частности, в сегменте МСБ, в среднесрочной перспективе в значительной степени будет зависеть от мер государственной поддержки, в том числе от принятия поправок к ФЗ «О госзакупках», открывающих законодательный доступ факторингу к сегменту госзаказа».

«Не будет преувеличением сказать, что по объемам и обороту рынок факторинга быстро догоняет более зрелые рынки, а во многих сегментах уровень его проникновения сопоставим с классическим кредитованием и лизингом, – высказывает свое мнение Виктор Вернов (АФК, «Открытие Факторинг»). – Очень важно для рынка и страны в целом то, что принцип принятия рисков по факторингу не идентичен процедурам, которые проводит банк, принимая решение по кредитованию. Если в кредитной логике всегда первичное значение имеет кредитное качество поставщика и его залоги, то для факторинга это качество дебиторской задолженности. Это делает факторинг крайне интересным продуктом для малого и среднего бизнеса и в целом хорошим решением для тех, чей бизнес либо построен на отсрочке платежа, либо является быстроразвивающимся».

Следует подчеркнуть, что в сотрудничестве с общественными организациями, такими как «ОПОРА России» и «Деловая Россия», представители Ассоциации факторинговых компаний продолжают работать над повышением узнаваемости продукта, и это дает заметные плоды в сегменте МСБ и на региональных рынках.

Законодательные изменения

В июле 2017 года был принят Федеральный закон № 212‑ФЗ, которым впервые с апреля 2009 года были внесены изменения в «факторинговую» главу 43 Гражданского кодекса РФ.

С 1 июня 2018 года, когда они вступили в силу, понятия «факторинг», «договор факторинга» и «фактор» стали официальными, стал возможен факторинг без финансирования, права и обязанности в договоре факторинга теперь должны быть описаны более четко, а дебитор не сможет избежать общения с фактором.

По словам Виктора Вернова (АФК, «Открытие Факторинг»), данные изменения – хороший сигнал для рынка и отражение того, что факторинг прочно и официально встал в один ряд с кредитными продуктами с точки зрения государства и экономики в целом. В то же время эксперт советует воздержаться от излишней эйфории и завышенных ожиданий. «Было бы крайне оптимистично считать, что изменения законодательства автоматически приведут к росту рынка, это, конечно, не так, – подчеркивает эксперт. – Потребуется от года до двух-трех лет для того, чтобы значительно расширить перечень покупателей, работающих с данным инструментом. Убежден, что сейчас это основная задача рынка и любые усилия, направленные на создание экосистемы либо платформы для покупателей, будут оправданы».

Кирилл Покровский (МКБ) считает, что глобальных изменений ждать не стоит, поскольку большинство внесенных правок уже назрели и фактически описывают сложившуюся культуру делового оборота по факторингу. Хотя при этом есть и такие правки, которые расширяют область применения факторинга.

Рынок факторинга будет расти

Говоря о факторах, которые будут определять господствующие тенденции на рынке факторинга в ближайшем будущем, Кирилл Покровский (МКБ) называет макроэкономику, развитие электронных технологий, а также совершенствование факторинга в сегменте госконтрактов.

Дальнейшее развитие факторингового рынка будет зависеть от степени заинтересованности в данном продукте со стороны ведущих госбанков, считает Мария Зинина («Эксперт РА»). По ее мнению, на данный момент есть все основания полагать, что рынок продолжит и в дальнейшем расти не менее чем на 10% в год. При этом основными драйверами будут выступать такие факторы, как повышение доступности факторинга в новых отраслях, например нефтегазовой, химической, энергетической, и замещение кредитных продуктов факторинговыми.

«Тот, кто сможет максимально упростить процесс запуска факторинговой сделки для клиента и сделает работу понятной и прозрачной для дебиторов, имеет наибольшие шансы захватить рынок, – уверен Виктор Вернов (АФК, «Открытие Факторинг»).

Мы в компании «Открытие Факторинг» считаем технологическое лидерство и максимальную автоматизацию работы залогом будущего успеха и вкладываем значительные ресурсы в развитие массового бизнеса, основанного на платформенном решении. Думаю, уже в течение ближайших лет рынок сможет увидеть, обеспечивает ли подобный подход конкурентные преимущества».

Источник: NBJ

Упомянутые компании: