Для активного роста важно выходить за привычные рамки

Генеральный директор ВТБ Факторинг (входит в группу ВТБ) Антон Мусатов, рассказал РИА Новости о рынке факторинга и мерах, необходимых для популяризации этого инструмента среди российских компаний.

— В каких отраслях сегодня применяют факторинг? Есть ли тенденция к снижению доли ритейла?

— Торговые компании по-прежнему активно используют факторинг, но на фоне общего объема и роста рынка их доля снижается. Именно с ритейла исторически начинался факторинговый рынок, и довольно долгое время этот инструмент применялся исключительно для расчетов между торговыми сетями и их поставщиками. Все потому, что здесь практически 100% договоров предусматривают отсрочку платежа.

Но рынок факторинга давно вырос из типовых сделок, и сегодня он все больше смещается в сторону промышленности. На нее сейчас приходится свыше 40% портфеля факторов, в то время как финансирование оптовой торговли занимает порядка 35%.

Я всегда говорил, что факторинг можно встроить в любой бизнес. Единственное условие – наличие отсрочки платежа. Каждый новый запрос от клиента, каждый новый заключенный договор подтверждает мое убеждение.

— Отличается ли механизм факторинга в ритейле и других отраслях?

— Принцип работы факторинга в любой отрасли, по сути, одинаков. Поставщик отгружает товар или оказывает услуги на условиях отсрочки платежа. Она может быть как короткой и составлять один-два месяца, так и длительной – год и больше. У поставщика, помимо потребности в оборотном капитале, который нужен для текущей работы, возникают также кассовые разрывы и риски, что покупатель не оплатит поставленную продукцию вовремя или не сделает этого вовсе. Факторинг позволяет комплексно решить эти вопросы. Факторинговая компания перечисляет деньги поставщику сразу после отгрузки и забирает на себя риски неоплаты. Это актуально для предприятий любых отраслей, которые работают со своими контрагентами – поставщиками или покупателями – на условиях отсрочки платежа.

— Можно ли говорить, что интерес бизнеса с кредитных инструментов постепенно смещается в сторону факторинга?

— Мы не видим тенденцию к замещению кредитных инструментов факторингом, а вот к дополнению и сочетанию – да, такой тренд есть. Кредит и факторинг мало конкурируют в наших сделках. Компании используют факторинг для финансирования и покрытия рисков по договорам поставки и оказания услуг, а кредитные продукты, в основном, нужны для финансирования долгосрочных или инвестиционных проектов. Сочетание кредита и факторинга в разы повышает эффективность портфеля привлеченных средств.

— Ранее вы говорили о новом для российского рынка факторинга тренде – финансировании кредиторской задолженности. В следующем году этот тренд сохранится?

— Финансирование кредиторской задолженности будет оставаться трендом рынка не один год. Раньше факторинговые компании заключали договоры с поставщиками. Теперь к нам приходит большое количество покупателей, для которых мы делаем целые программы финансирования их контрагентов. Это сложные механизмы, они требуют синхронизации закупочных, производственных и коммерческих циклов компаний с их финансовыми потоками.

По сути, наша компания начинает формировать в России новый рынок коммерческого финансирования. Все компании имеют коммерческую задолженность — в виде дебиторской или кредиторской, и они могут привлекать финансирование от ВТБ Факторинг. Треть всех наших новых сделок, реализованных за девять месяцев текущего года, была заключена именно в рамках новых продуктовых решений. […]

— Каковы итоги и прогнозы рынка факторинга в целом, что будет способствовать его развитию в дальнейшем?

— Российский рынок факторинга пять лет назад и сейчас – совершенно разный. Мы сделали заметный рывок вперед и давно ушли от продукта в классическом его понимании. По данным Ассоциации факторинговых компаний, в отрасли сохраняется высокая динамика роста, рынок по итогам девяти месяцев вышел на пик. Сегодня большое число компаний пользуются факторингом – их количество исчисляется уже не десятками, а тысячами. И все же представителей бизнеса, которые знакомы с факторингом и понимают его, в масштабах рынка немного. Работа по популяризации этого финансового инструмента планомерная и в силу его особенностей — поступательная и довольно трудоемкая. Здесь нужен личный контакт с каждым менеджером, отвечающим за финансовые и коммерческие потоки в компании. Важно также, чтобы факторинговые компании вели совместную активную работу над развитием рынка. Принципиальную роль играет открытость и инновационность представителей бизнеса, их готовность внедрять в работу новые инструменты. А привычный, накатанный путь – это дорога в никуда. Для активного роста важно выходить за привычные рамки.

Источник: РИА Новости

Упомянутые компании: