Ассоциация факторинговых компаний провела «круглый стол» по проблеме электронного документооборота

12 апреля в Торгово-промышленной палате РФ состоялся «круглый стол» на тему «ЭЦП и факторинг: трехсторонний документооборот и верификация», организованный Ассоциацией факторинговых компаний и Комитетом ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям. В мероприятии приняли участие представители членских организаций АФК, а также приглашенные участники — НП ERC-Rus и СКБ «Контур». В рамках «круглого стола» обсуждались вопросы применения электронного документооборота при факторинговых операциях в контексте изменений в Налоговом кодексе РФ, а также принятия Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» и проекта «Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи», разработанного Министерством финансов РФ.
По мнению АФК, концепция и стандарты EDI, закон об электронной подписи, а также регламенты Минфина и ФНС не должны являться препятствием для получения Факторами данных, подтверждающих факт поставки и сроки ее оплаты. Участники «круглого стола», представляющие ECR-Rus и СКБ Контур, подтвердили, что в настоящее время таких препятствий нет. Их опыт внедрения ЭЦП и электронных документов показывает, что между утверждением регламента, установлением обязанности его исполнения и принятием санкций за неисполнение проходит не менее 3-5 лет. Таким образом, у Факторов есть время для определения своих возможностей в рамках новых регуляторных условий.
В ходе обсуждения выяснилось, что вопрос обмена данными в электронном виде для целей факторинга по-прежнему остается вне рамок регулирования как нового законодательства, так и разрабатываемых операторами и ECR стандартов.
Практический опыт Факторов, представленный на круглом столе, показал, что работа с провайдером/оператором электронного документооборота в стандарте EDI связана с затратами на оплату траффика, а также несет в себе риски юридического признания документов, подписанных ЭЦП — внесение данных об уступке после того, как документ подписан поставщиком, делает документ нелегитимным. Аналогичные проблемы будут актуальны и для электронных счетов-фактур, в оборот которых предполагается включить оператора согласно регламенту Минфина. В настоящее время рынок операторов электронных счетов-фактур не сформирован.
Вместе с тем, для целей факторинга при условии трехстороннего урегулирования процесса документооборота, необходимость в использовании услуг провайдера/оператора может не возникнуть – Фактор может использовать собственную систему электронного документооборота, либо получать данные в виде электронных документов у клиента или дебитора, не включаясь в их процесс обмена данными через провайдера.
Однозначного ответа на вопрос о том, какие формы электронных документов – накладные или счета-фактуры – целесообразно использовать для целей факторинга, в ходе дискуссии получить не удалось. Факторы используют как накладные, так и счета-фактуры. Это является одним из ключевых препятствий для внедрения концепции EDI, основанной на едином стандарте электронного сообщения, а не едином регламенте бизнес-процесса участников информационного обмена электронными документами. Схожий вопрос (выбор документа для определения даты поставки и длительности отсрочки платежа согласно п. 7 ст. 9 Закона о торговле) обсуждался в декабре 2010 года на Экспертном совете при Федеральной антимонопольной службе с участием АФК. Однако к единому мнению участники Экспертного совета не пришли.
В заключении мероприятия было предложено провести в рамках АФК рабочую группу для выработки консолидированных предложений о вариантах внедрения факторинговой составляющей в электронный документооборот между поставщиками и дебиторами. А следующий «круглый стол» организовать в рамках Технологического комитета ECR — с участием поставщиков и торговых сетей.

Упомянутые компании: