Итоги круглого стола «Международный факторинг в России: государственная политика и инициативы бизнеса»

 

12 ноября в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости состоялся круглый стол на тему «Международный факторинг в России: государственная политика и инициативы бизнеса», организованный газетой The Moscow News и Ассоциацией факторинговых компаний при поддержке ОАО «Промсвязьбанк».

Модераторами дискуссии выступили бизнес-редактор The Moscow News Нейтон Грей и исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. Органы власти представляли заместитель директора Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии Вадим Ковалев, заместитель директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов России Сергей Вознесенский, начальник отдела Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Татьяна Грекова, начальник отдела Департамента развития и регулирования ВЭД Александр Пак и ведущий консультант Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Елена Воробьева.

От факторингового сообщества в дискуссии участвовали заместитель председателя правления Банка НФК, председатель юридического комитета IFG Корнелиу Робу, начальник отдела импортного факторинга Промсвязьбанка Ирина Ткаченко, начальник отдела экспортного факторинга Промсвязьбанка Ирина Габриелян, начальник управления международного факторинга ЮниКредит Банка Виктория Митрофанова.

В приветственном слове Нейтон Грей отметил, что предыдущий круглый стол, посвященный международному факторингу в России, состоявшийся 16 декабря 2011 года был первым подобным мероприятием для The Moscow News, и нынешнее мероприятие – продолжение, способное стать доброй традицией. Издание работает для 50-тысячной англоязычной аудитории в Москве и для миллионов читателе электронной версии далеко за ее пределами, и внимательно относится к проблемам российского бизнеса и развитию его регулирования.

Дмитрий Шевченко отметил, что за прошедший год члены АФК выработали ряд инициатив, направленных на гармонизацию законодательной базы международного факторинга в России, и большинство из них вошли в «дорожную карту» Агентства стратегически инициатив «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», получившую статус распоряжения Правительства. Поэтому основными задачами круглого стола стали стресс-тестирование этих инициатив, прояснение мнения органов власти о реалистичности их имплементации в законодательство и попытка формализации государственной политики в отношении международного факторинга в России.

Перед началом дискуссии Нейтон Грей представил видео-обращения генерального секретаря FCI Джероена Констэмма и генерального секретаря IFG Эрика Тиммерманса. Руководители двух ведущих международных факторинговых ассоциаций поделились своим мнением о документах, регулирующих факторинг на межгосударственном уровне – Конвенциях УНИДРУА и УНСИТРАЛ, выразив единодушное сожаление о том, что число присоединившихся к ним стран по-прежнему невелико (принятая в 2001 году конвенция УНСИТРАЛ даже не вступила в силу). Регулирование факторинга в разных странах сильно отличается, и правительства не предпринимают достаточных усилий для выработки единой правовой среды хотя бы для международного факторинга. В этих условиях роль регулятора берет на себя сам бизнес – FCI и IFG смогли консолидировать факторинговое сообщество для разработки собственного стандарта международного факторинга — General Rules of International Factoring (GRIF), используемого для реализации двух-факторных сделок сотнями Факторов из более чем 70 стран мира.

Должна ли Россия присоединиться к Конвенции УНИДРУА о международном факторинге? На этот вопрос однозначно положительно ответили все участники дискуссии. При этом Корнелиу Робу подчеркнул, что сама по себе ратификация как политический шаг без изменения валютного законодательства не способна решить проблем развития международного факторинга в России. В качестве примера он привел Украину, присоединившуюся к Конвенции в момент своего вступления в ВТО в 2007 году. «Конвенция была ратифицирована, но национальное законодательство не изменилось, — отметил Корнелиу Робу, — поэтому сейчас с международным факторингом на Украине дела обстоят хуже, чем у нас».

Представитель Министерства финансов Сергей Вознесенский также отметил, что процесс ратификации международного договора, коим является Конвенция УНИДРУА, четко регламентирован российским законодательством и достаточно длителен. В связи с этим, присоединения России к Конвенции можно ожидать не ранее декабря 2013 года. «Министерство финансов поддерживает ратификацию Россией Конвенции УНИДРУА по международному факторингу», — подчеркнул Сергей Вознесенский.

Тему наднационального регулирования бизнеса продолжил представитель Евразийской экономической комиссии Вадим Ковалев, рассказавший о развитии интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Он отметил, что активная фаза интеграции началась лишь в 2012 году с формированием ЕЭК, и призвал факторинговое сообщество и участников внешнеэкономической деятельности подключаться к работе комиссии и формировании ее повестки, продвигать свои инициативы, направленные на сближение регулирования финансовых рынков и торговых операций России, Казахстана и Белоруссии.

Представитель машиностроительной отрасли, начальник департамента экспорта группы компаний Sollers Николай Шапилов в своем выступлении сообщил, что российским участникам рынка международного факторинга необходимо отдавать себе отчет в географии отечественного экспорта и развивать отношения с коллегами из стран АТЭС, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Кроме того он отметил, что главной проблемой факторингового финансирования и страхования российского экспорта остается высокая стоимость ресурсов. «Сегодня мы привлекаем финансирование для наших экспортных операций за рубежом по ставке 4% годовых, в России мы можем получить только под 12%», — посетовал Николай Шапилов, и предложил продолжить на уровне государственной политики разработку механизмов финансовой поддержки экспорта.

Наибольшей остроты дискуссия достигла при обсуждении инициатив Факторов о внесении изменений в валютное законодательство России. Члены АФК предложили закрепить в законе возможность новации обязательства экспортера по внешнеэкономическому контракту в кредитное обязательство нерезидента перед российским банком, если последний заключает с экспортером договор международного факторинга. Представитель Банка России Татьяна Грекова сообщила, что ЦБ поддерживает это решение, как и возможность осуществления расчетов между резидентами – экспортером и Фактором – в валюте внешнеэкономического контракта. Кроме того, банковский регулятор считает возможным открыть возможность осуществления операций экспортного факторинга для специализированных компаний, поскольку их операции в любом случае могут осуществляться только с использованием счетов в уполномоченных банках.

Однако, по мнению Сергея Вознесенского, вопрос об изменении валютного законодательства не так прост, поскольку новация обязательства не приводит к новации ответственности: экспортеры несут административную ответственность в соответствии со статьей 15.25 КоАП, а кредитные организации – в рамках нормативно-правовых актов Банка России. Кроме того, представитель Минфина перечислил ряд моментов, которые должны быть урегулированы на экспертном уровне. В частности, он отметил, что при осуществлении операций экспортного факторинга специализированными компаниями в силу статьи 825 ГК РФ не проработан вопрос об их ответственности за непоступление валютной выручки. Возможные варианты договоров экспортного факторинга, заключаемые в соответствии с российским правом, также вызывают опасения Минфина об уходе от ответственности. По словам Сергея Вознесенского, операции экспортного факторинга с правом регресса согласно части 2 статьи 831 ГК РФ (обеспечительная уступка), не предусматривают ответственность за поступление валютной выручки от нерезидента, а в части 3 статьи 827 ГК РФ (безрегрессный факторинг) прямо указано, что экспортер не несет ответственность за исполнение должником (нерезидентом) обязательств перед Фактором. По мнению представителя Минфина, все эти вопросы должны быть сняты путем выработки на экспертном уровне корректных формулировок законопроекта прежде, чем он будет внесен в Правительство. «Тем не менее, мы абсолютные горячие сторонники того, чтобы международный факторинг у нас был в полноценном виде, — подчеркнул Сергей Вознесенский. – Поэтому готовы на предварительном экспертном уровне обсуждать вопросы, связанные с изменением валютного законодательства, прорабатывать тот законопроект, который после ратификации Конвенции нужно будет принимать».

Отдельно представитель Минфина отметил наличие правовой коллизии: в российском законодательстве термин «факторинг» отсутствует, однако он содержится в тексте Конвенции УНИДРУА и в проекте закона о внесении изменений в Гражданский кодекс, который прошел только первое чтение в апреле 2012 года.

Вместе с тем, участники дискуссии пришли к выводу о том, что никаких препятствий для подготовки предложений о совершенствовании валютного законодательства и параллельному продвижению ратификации Конвенции УНИДРУА нет, и факторинговое сообщество должно активнее работать в этом направлении с органами власти.

Еще более непростой участники дискуссии видят судьбу инициативы об отмене валютного контроля и паспортов сделок для поставок несырьевых товаров на экспорт. Как сообщил Корнелиу Робу, по уровню жесткости валютного контроля Россия находится в числе периферийных стран. Дмитрий Шевченко привел статистику ФТС за 9 месяцев 2012 года о структуре российского экспорта, в котором 73% составили топливно-энергетические ресурсы, поставки которых, зачастую, регулируются внешнеторговыми контрактами, заключаемыми на уровне правительств. Режим валютного контроля не мотивирует предпринимателей в России становиться экспортерами, чтобы нести ответственность за платежную дисциплину покупателей-нерезидентов. «Безусловно, какие-то контуры валютного контроля должны быть, — заявил Корнелиу Робу. – Но давайте посмотрим на ситуацию в несырьевом экспорте с другой стороны. У экспортера беда, ему не заплатили за товар, а государство, вместо того, чтобы его поддержать, выписываем ему штраф на сумму, которую он потерял!»

Представитель Росфинмониторинга Елена Воробьева сообщила, что позиция ведомства по данному вопросу отрицательная в связи с ростом оттока капитала за рубеж в последние годы. Факторы не согласились с тем, что добросовестные участники рынка должны нести ответственность за преступные схемы, которые не имеют отношения к международным факторинговым операциям. Представитель Минэкономразвития Александр Пак отметил, что вопрос об отмене валютного контроля и паспортов сделок для представителей несырьевого экспорта, внесенный в «дорожную карту» АСИ, не случайно сформулирован как «подготовка предложений», и призвал экспортеров и Факторов через рабочую группу АСИ ускорить эту подготовку. «Мы нацелены на достижение целей «дорожной карты» — увеличения числа экспортеров в несырьевом секторе, — подчеркнул Александр Пак. – Но на данный момент времени нельзя сказать, что аргументация бизнеса достаточна для того, чтобы принять какое-то однозначное решение по вопросу отмены валютного контроля».

Есть ли возможность снизить нагрузку валютного законодательства на бизнес? Татьяна Грекова из Банка России считает, что эта нагрузка уже снижена до минимума – паспорта сделки оформляются в порядке последующего контроля, их форма упрощена, а экспортеры и уполномоченные банки могут формировать их в электронном виде. В этих условиях основная нагрузка ложится на уполномоченные банки: «Например, в США вопросы валютного контроля находятся в ведении налоговой и таможенных служб, — заявила Татьяна Грекова. – Но в России подобная система пока невозможна». Представитель ЦБ пояснила, что в России выстроена двухуровневая система, где на одном уровне Банк России контролирует уполномоченные банки, Росфиннадзор – всех остальных, а второй уровень представлен агентами валютного контроля в лице Росфинмониторинга, ФТС, ФНС. Последующий валютный контроль ложится на банки в первую очередь в целях сбора данных о платежном балансе страны.

Возвращаясь к вопросу об ответственности экспортеров и Факторов на двух уровнях валютного контроля, Татьяна Грекова подчеркнула, что существующая система уже предусматривает ответственность банков за невозврат валютной выручки — банки создают резервы по обязательствам нерезидентов, и дополнительные меры воздействия будут излишними. Представляющий экспортеров Николай Шапилов подтвердил, что риск невозврата валютной выручки в рамках валютного контроля также закладывается в цену товара самими участниками ВЭД, либо выражается в повышенной комиссии Фактора или страховщика. «У нас нет проблем с соблюдением процедур валютного законодательства, — подчеркнул он. – Но как только мы повышаем цену, у нас падают обороты».

Участники дискуссии также затронули изменения валютного законодательства, принятые в связи с созданием Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). По мнению Сергея Вознесенского, либерализацию законодательства для отдельного субъекта внешнеэкономической деятельности, даже связанного с государством, можно рассматривать как упущение: «Все должны быть равны перед законом!» Александр Пак из Минэкономразвития пояснил, что ЭКСАР действует в соответствии с постановлением Правительства, и тот факт, что меры ответственности за невозврат выручки к нему не применяются по статье 15.25 КоАП, не снимает с агентства обязанности проводить мероприятия по взысканию задолженности с нерезидентов. «При этом, если усилия ЭКСАР не привели к возврату выручки в установленный правилами страхования срок, она трансформируется в государственный долг страны покупателя нерезидента перед Российской Федерацией», — подчеркнул Александр Пак.

В завершении дискуссии ее участники высказали единое мнение о необходимости объединения усилий органов государственной власти, факторингового сообщества и экспортеров для развития международного факторинга – как на экспертном уровне, так при продвижении инициатив, направленных на изменение российского законодательства и гармонизации законодательств стран Таможенного союза.

«Год назад меня спрашивали здесь же, что необходимо сделать, чтобы ратифицировать Конвенцию УНИДРУА, изменить валютное законодательство. Сегодня мы уже обсуждаем реализацию соответствующего поручения Правительства. И это серьезный шаг вперед. Судя по темпам, уже в следующем году мы конвенцию ратифицируем, и изменения в законодательство внесем», — резюмировал представитель Минэкономразвития Александр Пак.

Полная видео-запись круглого стола доступна на сайте РИА «Новости»

Упомянутые компании: