В 2022 году 79% факторинговых сделок с субъектами МСП проходят онлайн

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) провела опрос участников рынка об уровне доступности онлайн-факторинга для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в январе-сентябре 2022 года. Только 21% сделок требует использования документов на бумажном носителе, 79% — осуществляются полностью онлайн с применением юридически значимого документооборота. Среднерыночная доля использования мультифакторных платформ за 9 месяцев 2022 года составила 33% от объема сделок с субъектами МСП.

В августе 2021 года АФК провела первое измерение влияния цифровизации на рынок факторинга в сегменте МСП (ссылка на результаты), по итогам которого был сформирован актуальный перечень факторинговых платформ и рассчитаны объем и доля их вовлеченности в факторинговые сделки с клиентами — субъектами МСП.

В ходе второй волны измерений была расширена методология и уточнены критерии оценки. В период с 1 по 8 ноября 2022 года факторинговым компаниям и банкам было предложено на условиях анонимности и конфиденциальности оценить долю сделок с субъектами МСП, проведенных онлайн[1] и долю сделок с субъектами МСП, осуществленных при участии мультифакторных факторинговых платформ[2], а также указать актуальный перечень платформ, на которых данные сделки либо их часть непосредственно осуществлялись в период с 1 января по 1 октября 2022 года.

В опросе приняли участие 18 факторов (11 являются членами АФК, 7 – нет; 9 представляют факторинговые компании, 5 – кредитные организации, 4 – группы, объединяющие банк и факторинговую компанию), их доля в совокупном портфеле факторинга в сегменте МСП на 1 октября 2022 года составляет 86%, в выплаченном субъектам МСП за январь-сентябрь 2022 года факторинговом финансировании — 82%.

Онлайн факторинг. Согласно полученным ответам, доля сделок с субъектами МСП, проведенных онлайн в период с 1 января по 1 октября 2022 года, составила 79% (при минимуме 15% и 8 ответах равных 100%). В комментариях к ответам респонденты с низким уровнем оценок указали в качестве причин:

— наличие требований (регламентов) Банка России к хранению кредитными организациями информации о клиентах (досье) на бумажном носителе,

— отсутствие организационно-технической и финансовой возможности использования услуг операторов электронного документооборота;

— низкий уровень использования электронного документооборота в хозяйственных операциях между клиентом и дебитором.

Роль платформ. Доля сделок с субъектами МСП, осуществленных при участии мультифакторных факторинговых платформ в период с 1 января по 1 октября 2022 года, согласно полученным оценкам, составила 33% (при максимуме 95% и 5 ответах «не использовали платформы», 0%). В комментариях к ответам респонденты с низким или нулевым уровнем оценок указали в качестве причин:

— низкую функциональность платформенных решений (например, «только верификация» или «только сбор заявок на финансирование»);

— отсутствие диверсифицированной базы дебиторов на платформе и (или) аффилированность платформы с моно-дебитором;

— экономически неоправданные или завышенные тарифы, устанавливаемые платформами для пользователей.

Перечень платформ. По результатам опроса актуализирован перечень мультифакторных факторинговых платформ, использовавшихся в сделках с субъектами МСП в период с 1 января по 1 октября 2022 года, и упомянутых более чем двумя респондентами: FactorPlat, Factorin, Контур Факторинг, Light Version, GetFinance.

Также в качестве применимых респонденты указали мультифункциональные платформы дебиторов, снабженные специализированными модулями для подключения факторинговых компаний и банков, оказывающих факторинговые услуги поставщикам: Мегафон Факторинг, METRO Link plus, Ozon факторинг, iSource.

Некоторые респонденты также отмечали, что используют для операций онлайн-факторинга ресурсы операторов юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), которые не реализовали функционал факторинга в виде отдельного модуля, но позволяют сторонам сделки обмениваться юридически значимыми документами, в том числе неформализованными, в режиме онлайн.

АФК планирует сделать проведение измерений доли онлайн-факторинга и доли платформ в сделках с субъектами МСП регулярным, с направлением результатов всем сторонам, заинтересованным в повышении уровня цифровизации факторинга и развитии электронного документооборота хозяйственных операций в сегменте b2b.

__________________

[1] Сделки онлайн – сделки, при которых (включая, но не ограничиваясь) подписание договора, уведомление, передача денежного требования (в том числе реестры) и его финансирование (акцепт заявок клиента) осуществляется через Интернет. Сделки онлайн допускают последующий обмен оригиналами документов, составленных на бумажном носителе.

[2] Мультифакторная платформа – это информационная система (сайт, приложение), предусматривающая подключение более одного Фактора (банка, факторинговой компании, МФО), обеспечивающая юридически значимый электронный документооборот между участниками за счет применения квалифицированной электронной подписи, и проводящая верификацию поставок (реестров) с дебитором.

Упомянутые компании: